Чт06292017

Back Вы здесь: Главная Как это было Краевед По столицам Старого света - часть 2

По столицам Старого света - часть 2

23475486797899

Удивительная все-таки часть света Европа! Из-за небольшой географической площади стран расстояние между столицами соответствующее, и если утром еще был в Праге, то днем можно оказаться уже в Вене, а между Веной и Братиславой всего-то 55 километров.

На фото: Здание парламента в Будапеште

По дороге нам в автобусе поставили исторический фильм об австрийском императоре Франце Иосифе I и дворцовых интригах: его женитьбе на баварской принцессе Елизавете, хотя мать планировала, что супругой сына станет ее старшая сестра, о непростых отношениях невестки со свекровью и многом другом. Короче, в Вену мы приехали уже подготовленными.

Видел Вену, видел Альпы и Дунай

Вообще, Вена с момента нашего приезда сразу покорила своей величественностью. Множество старинных зданий внушительных размеров, благородство во всем. Одним словом, столица. Интересно здесь обозначены названия улиц – перед ними обязательно стоит цифра. Нам объяснили, что это не номер улицы, как, например, 2-я Парковая. Цифры показывают удаленность от центра города. Чем она больше, тем ближе этот район к окраине. Ну, а если единичка, то ты в самом сердце столицы.
Увидели здание прославленной Венской оперы, квартиру Моцарта, множество памятников и соборов. Я обращал внимание на низкопольные трамваи, которые раньше видел только на картинках. А входы в метро тут обзначаются буквой «U». Сложно привыкнуть. Жалко, что нигде, кроме Праги, на метро прокатиться не удалось – все-таки боязно спускаться в подземку без знающих сопровождающих, да и времени в обрез.

2136437568678

Собор Святого Стефана в Вене

Гид предупреждал об австрийской пунктуальности – автобус должен уехать с места стоянки строго в определенное время и никого ждать не будет, иначе оштрафуют на приличную сумму. Местной валюты, кстати, здесь нет – только евро. Вышли мы у памятника Марии Терезии – эрцгерцогини Австрии, основательницы одной из ветвей династии Габсбургов,  отправились на экскурсию в замок Хофбург. Здесь был императорский двор, а сейчас – резиденция президента. Прогулялись по Старому городу, где особенно впечатлил собор Святого Стефана.
На обед гид предложил нам отправиться вместе с ним в русский ресторан. Некоторые отказались: мол, лучше потратить бесценные часы свободного времени на прогулку, но я согласился даже не раздумывая. Полноценно поесть, да еще и в русском ресторане, – что за границей может быть приятнее?
Уже несколько дней подряд нас на родном языке нигде не приветствовали. Кстати, едой покормили национальной – колбасками, а на десерт – штрудель. Провожая нас, хозяйка сказала так, как будто речь шла о каком-нибудь российском городе: «Будете в Вене, обязательно к нам приходите!» Ну, а сувениры отсюда захотелось привезти исключительно сладкие – как тут устоишь перед венскими вафлями и коробками конфет в виде скрипки, с портретом Моцарта.
На следующий день мы посетили летнюю резиденцию австрийских императоров – замок Шенбрунн, а после отправились в винодельческую долину Вахау, протянувшуюся на тридцать километров вдоль Дуная. Поездка эта была дополнительной, за отдельную плату, но отказаться от нее, как и от всех других, я не смог – когда еще увидишь такую красоту? Дунай, Альпы, виноградники и старинные замки – от увиденного просто захватывает дух. А вино, которое рождается здесь, можно было дегустировать – нас водили в местные магазины. Удивительное дело: находящиеся здесь города на первый взгляд похожи на маленькие деревушки. Если проехать мимо, кажется, что у подножия Альп просто стоят несколько домиков. Но вот наш автобус свернул в одну из этих «деревень». И вдруг откуда ни возьмись возникают улицы, кварталы, площади. Так мы познакомились со средневековыми городками Дюрнштайн и Кремс. Посетили также Мельк и Бенедиктинский монастырь.
Я обратил внимание на магниты с перечеркнутым кенгуру и надписью на понятном всем английском языке, что эти животные здесь не водятся. Никогда бы не подумал, что туристы настолько часто путают Австрию с Австралией, что этому пришлось посвятить сувениры.

3756896798

Хофбург – резиденция президента Австрии

ГИД ПРЕДУПРЕЖДАЛ ОБ АВСТРИЙСКОЙ ПУНКТУАЛЬНОСТИ – АВТОБУС ДОЛЖЕН УЕХАТЬ С МЕСТА СТОЯНКИ СТРОГО В ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ И НИКОГО ЖДАТЬ НЕ БУДЕТ, ИНАЧЕ ОШТРАФУЮТ НА ПРИЛИЧНУЮ СУММУ

Самая маленькая столица

Впечатления о местной природе прекрасно дополнила утренняя прогулка по Венскому лесу. Новый день выдался уникальным – я побывал сразу в трех странах. Покинув Австрию, мы въехали в Словакию и через считанные минуты оказались в Братиславе – самой маленькой столице нашего путешествия. Хотел бы отметить, что экскурсоводы в каждом городе встречали нашего гида как родного, обнимая и целуя. Сразу видно, что в Европе у Дмитрия буквально все схвачено, и с ним нигде не пропадешь. Объясняя, как пройти из ­центра города к нашему автобусу, он велел ориентироваться на старое «совдеповское» здание, в котором располагается речной вокзал. Поскольку основная часть нашей группы помнит советские времена, гида поняли здесь с полуслова, чего не скажешь о других городах, где «совдеповских» зданий не было.

МЕЖДУ ВЕНОЙ И БРАТИСЛАВОЙ ВСЕГО 55 КИЛОМЕТРОВ

Сказочный Будапешт

Нагулявшись по брусчатке Братиславы и налюбовавшись ее красотой, мы отправились в Будапешт. Казалось, столько городов уже позади, что сложно представить, чем меня еще можно удивить. Незаметно наступил вечер, захотелось быстрее доехать, заселиться уже в третий в нашем путешествии отель и лечь спать. И вдруг гид нам сообщил, что сегодня нас ждет… прогулка на теплоходе по Дунаю! Нет, я знал, что она будет и платил за нее, но то ли не услышал, что она состоится сегодня, то ли ее перенесли с другого дня – не помню. Короче, нужного настроя после насыщенного дня не было. Но усталость прошла, едва мы въехали в венгерскую столицу. Озаренный огнями Будапешт казался городом из сказки – подсвечивались мосты через Дунай, величественное здание парламента и другие достопримечательности. Нам сразу сказали, что венгры, в отличие от чехов, не экономят на вечерней иллюминации, и Будапешт в этом отношении превосходит даже Париж. Надо сказать, что я первый раз видел новый для себя город именно в темное время суток.

4375686797898

Хофбург – резиденция президента Австрии

На теплоходе всем гостям наливали шампанское. Несмотря на вечерний холод, почти все поднялись на отрытую палубу любоваться видами на западный и восточный берега Дуная, где соответственно располагались древние города Буда и Пешт, которые, как несложно догадаться, слились в один мегаполис. Пешт – равнинная часть столицы, а Буда – это, прежде всего, Будайская крепость с Королевским дворцом. Мосты, соединяющие их, тоже являются достопримечательностями города – цепной Сеченьи, Эржебет, вантовый Медьери и другие. Завтра нам предстояло увидеть эту красоту уже в дневном свете.
Комната в отеле у меня была на двенадцатом этаже, и вид оттуда открывался необыкновенный. Особенно утром – солнце вставало как раз с моей стороны. Интересно было наблюдать с такой высоты за трамваями, кстати, самыми длинными в мире – более 50 метров.
Здесь вновь пришлось покупать местную валюту – форинты. Сложно было сориентироваться в курсе: если польский злотый и чешская крона больше рубля, то форинт – это всего 20 копеек. А сколько это будет в евро, даже подумать страшно. Поэтому волей-неволей возникает чувство, что у тебя много денег. Решил купить два магнита, уверенно вытащил кошелек, но когда мне озвучили сумму, понял, что у меня хоть и много форинтов, но их не хватит. Пришлось от одного магнита отказаться.

5486797808909

Братислава. Исторический центр

Дневной Будапешт оказался совершенно иным: дворцы, которые вчера видел в огнях, теперь предстали в совершенно других красках, дарили новые впечатления. Мы полюбовались на город с высоты Будайской крепости, побывали на площади Героев, где установлены колонна архангела Гавриила и памятники венгерским королям. Напрасно казалось, что после Праги и Вены трудно чем-то удивить. Если их я по картинкам заранее еще как-то представлял, то о Будапеште практически ничего не знал. Теперь же трудно сказать, какая из столиц мне понравилась больше: здесь уместно выражение «один лучше другого».
Я обратил внимание на то, что по Будапешту до сих пор ездят «Икарусы» – эти автобусы напоминают детство, а сейчас их на дорогах не встретишь. Как видно, у себя на родине они живут дольше. Но общий восторг вызвали экскурсионные автобусы-амфибии. Прокатив туристов по городу, они подъезжают к Дунаю и… пускаются вплавь. Нигде таких не видел.

В БУДАПЕШТЕ САМЫЕ ДЛИННЫЕ ТРАМВАИ В МИРЕ, А АВТОБУСЫ УМЕЮТ ПЛАВАТЬ

Старичок Краков

Из Венгрии мы отправились в обратный путь, и снова на пути Польша. Но на этот раз не пришлось вновь ехать через нее целый день – заехали в Краков. Древнейший город, старичок, как назвал его наш гид, дополнил впечатления о средневековой Европе. Здесь нас ждала экскурсия по Вавелю – архитектурному комплексу, раскинувшемуся на берегу Вислы. Поразил собор святых Станислава и Вацлава. Рыночная площадь со старинными торговыми рядами – идеальное место для прогулок, откуда просто не хочется уходить. А сколько католических костелов!
В Кракове меня удивило обилие конных повозок. Если в других городах кареты ездили только по мостовым исторических центров, где нет машин, то здесь их можно было увидеть даже в общем потоке транспорта.
Переночевав в последнем в нашем путешествии отеле, мы отправились в Брест. В обратном направлении пересекать границу легче – продуктов можно брать сколько угодно, а вот алкоголя – не больше трех литров на человека. Туристы, купившее чешское пиво и австрийское вино сверх этой нормы, просили других взять пару бутылочек к себе в чемоданы на время пограничного контроля. Благо все подружились за эти десять дней, поддерживали друг для друга и не отказывали в помощи.

3427548679789

Собор Святых Станислава и Вацлава в Кракове

ПО КРАКОВУ ЕЗДЯТ МАШИНЫ И КАРЕТЫ

* * *
Я стал первым, кто покинул группу. Просто наш поезд  останавливался в Можайске, и ехать до Москвы смысла не было. Остальные экскурсанты позавидовали, что я уже почти дома, а многим еще из Москвы добираться в свои города. Удивительно, но я был единственным пассажиром этого поезда, вышедшим в Можайске. Оказалось, это непросто: проводник забыл открыть дверь, а дежурившие у турникетов контролеры не хотели меня пропускать – билета-то на руках нет, все у гида. Но это, конечно, мелочи, по сравнению с тем количеством впечатлений, которые я получил. Европейская мечта сбылась!